Вятка. Значение. Перевод. Этимология слова "Вятка"

Автор: МОЙ КИРОВ
Опубликовано: 1413 дня назад (22 марта 2015)
Блог: Киров
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Попробуйте перевести слово "Вятка" с русского языка... С русского языка не переводится. Каково же происхождение слова "Вятка"?

------------------------------------------------------------------

1. Вятка - Нократ (Нухрат) - Серебряная

Татарское и башкирское название Вятки - Нократ. На чувашском языке - Нухрат. Предполагают, что "Нократ" - это искаженное слово "Новгород", якобы с конца XII века Вятку заселяли новгородцы, поэтому и татары стали называть землю по-своему. Только ведь сами татары пришли в среднее Поволжье в XIII веке, а в это время там проживали волжские българы.

Что такое "нократ"? "Нократ" - это не татарское слово, а арабское, что в переводе означает "серебро". Откуда арабское слово в Волго-Вятском междуречье? А вот откуда: в 922 году в Среднем Поволжье появились арабы для исламизации местного населения - волжских българ. С тех времен, с X века, у Вятки имелось другое, арабское, название - Нократ - Серебряная.

Татары, не являясь арабским народом, просто переняли арабское название и включили в свой словарный запас. Итак, Вятка - Нократ (Нухрат) - Серебряная.

-------------------------------------------------------------------

2. Вятка - "Виче" или "Вичы" - это Белая (река)

Река Вятка на марийском языке - "Виче" или "Вичы".

Немного фактов из марийского языка: "виче" в сочетании с "ош" ("ош виче") переводится как "белая" - "Белая река" или река "Белая" (приток Камы). А иногда и само слово "Виче" (без "ош") переводится конкретно как "Белая река", то есть река "Белая".

Слово "река" / "речка" на марийском - "эер", либо "вд" (вода). Вот и возникает "подозрение", что Вятка - это Белая (река). Тем более, что татары, башкиры и чуваши называют её Серебряной.

--------------------------------------------------------------------

3. Страна Вису (в XII в.)

а) "Страна и народ Вису" платили налоги в казну царя Волжской Болгарии. Люди "Вису" вели торговлю с Поволжьем, со "странами Севера", Зауральем, Русью.

Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171.

б) Купцы Вису "красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен и в такой холод они носят льняные одежды. А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобров, и беличье мясо, и мед"

Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35.

--------------------------------------------------------------------

4. "Серебряные българы". "Нухратские българы".

Древнее население Вятско-Волго-Камского региона называли "серебряными булгарами" или "нухратскими булгарами". Вероятно они пришли туда с верховьев Дона не ранее VII века. Были покорены татаро-монголами во главе с Батыем в 1236 году.

Серебряные булгары являлись основной группой населения Волжской Булгарии. Название "булгары" сродни современному понятию "россияне" - граждане России, в число которых входят и якуты, и удмурты, и ингуши, например. Серебряные булгары - это не самоназвание этих самых "серебряных" людей. Как вариант самоназвания удмуртология приводит термин "ары" или "ару".

Удивительно, серебро на латинском языке - argentum, что означает «белый», «блистающий», "сверкающий чистотой". Дословно: "ar" - высокое, благородное, белое, "gentum" - происхождение, родство.
ПРИЗ ПИЦЦА+МОЙКА | Книга жалоб и обсуждений
МОЙ КИРОВ # 24 марта 2015 в 12:46
Совокупность археологических памятников бассейна средней и нижней Вятки, верховьев рр. Большой и Малой Кокшаги, верховьев р. Ветлуги второй половины I тыс. н.э. в последнее время выделяется Р.Д.Голдиной в качестве самостоятельной Еманаевской археологической культуры. Принято считать, что по своей сути Еманаевская культура является прямым продолжением Азелинской культуры III-V вв. н.э. Несколько позже Р.Д. Голдина значительно расширила временные рамки этой последней культуры и предложила именовать ее Худяковской культурой
II в. до н.э. – V в. н.э.

Памятники, обнаруженные на средней и нижней Вятке X-XIII вв. объединяются Р.Д.Голдиной в рамках кочергинской АК, которую исследовательница считает преемницей предшествующей еманаевской АК. По ее данным в эту эпоху продолжала функционировать значительная часть городищ и других памятников еманаевского времени, однако их юго-западная часть пришла в запустение [Голдина 1999, с. 325]. Последний факт может рассматриваться как свидетельство притока нового населения в Вятско-Ветлужское междуречье и начала серьезных изменений в этническом составе населения этого региона на рубеже I-II тыс. н.э.

Вплоть до второй половины I тыс. н.э. предки марийцев заселяли земли в Ветлужско-Волго-Окском междуречье, т.е. юго-западнее территории проживания современных марийцев. Однако, во второй половине I тыс. они проникли в Вятско-Ветлужское междуречье и постепенно продвигались все далее на восток. В Вятско-Ветлужском междуречье предки марийцев вступили в контакт с местным постазелинским населением и стали постепенно вытеснять его к востоку и частично ассимилировать. Свидетельством взаимодействия между предками марийцев и постазелинцами является, по Т.Б.Никитиной, смешанный характер вещевого материала некоторых памятников Вятско-Ветлужского междуречья рубежа I-II тыс. н.э.

К X в. юго-западная часть постазелинских (еманаевско-кочергинских, по Р.Д. Голдиной) памятников прекращает существование. Среди удмуртов территориального объединения Калмез, проживавших в основном в бассейне р. Кильмези (левый приток Вятки), бытовали предания о том, что некогда их предки жили на правом берегу р.Вятки, но после столкновения с марийцами они были вынуждены покинуть эти края и перебраться на левобережье Вятки.

http://udmurt.info/pdf/library/belykh/belykh-makarov-..
Александр Чернядьев # 24 марта 2015 в 13:13
Удмурты крупную реку называют "кам", заметьте, Вятка впадает в Каму, название же последней связано с "кам". Поэтому, я полагаю, этимология "великая (река)" наиболее оправдана, калька с удмуртского.
МОЙ КИРОВ # 24 марта 2015 в 17:21
Александр, Уральские горы ранее называли Камень. Как переведете? Это первое

Второе, Кама в нижнем течении расширяется нещадно, но всё же венеты двигались не с юга, а со стороны Балтики. Новгородцы уже шли на Вятку - значит знали, куда идти. Вятка - Вэнтка - Венедская фактория. Всё остальное - бред. Ватка не может перейти в Вятку. А назвать болотистое место Великим среди подобных болотистых мест - не представляю логичным.

Речь же идет о Великой Сарматии - Мать сыра земля. Ландшафт иной был. Отсюда столько сказаний о русалках - русских (светлых, читай - белых, нордичных) девах и женщинах. Русалка - не та, которая в воде живет, а та, которая светлая - из белой расы. Жили они на Русской земле. Что теперь? А вот земля была сыра - открытым текстом вам сказано. Отсюда и охота на дич, и рыболовство и судоходство было развито на Руси.
МОЙ КИРОВ # 24 марта 2015 в 19:29
Александр,

Венеты так называемые скорее всего основывали торгово-производственные фактории среди разных племен: от Венеции и до Новгорода, от Новгорода и до Вятки (Вэнтки; Вятка пишется через "юс малый" - [э носовое]).

Новгородцы по старой памяти активно торговали с той частью Европы, которую потом назовут Ганзейским союзом. А это Балтика.
Александр Чернядьев # 24 марта 2015 в 21:09
Вятка, праиндоевропейский корень *went-, либо *wet-, в первом случаи от *wen-, "стараться, стремиться, бороться, побеждать, желать, хотеть, любить", данная этимология менее вероятна, во втором, с носовым гласным, тут следует родство с ветхий, др.-рус. ветъхъ > *wetusos, "старый, древний". С носовым гласным в праиндоевропейском было *wentusos, отсюда др.-рус. втший - ветхий, знатный, старый, родовитый и т.д. Примеры: вяха - веха, вятошь - ветошь.
Александр Чернядьев # 24 марта 2015 в 21:25
Душевный Киров: уютные места, теплые события, я сомневаюсь в связи с венедами, эта этимология слишком далека, собственно родство корней *went- и *wet- недостоверно.
Александр Чернядьев # 24 марта 2015 в 23:07
Душевный Киров: уютные места, теплые события, значение у корней разное...
Александр Чернядьев # 24 марта 2015 в 23:11
Душевный Киров: уютные места, теплые события, семантика "белый" для данного слова далека. Чем тебе не по душе значение "великая, знатная". Вятская земля - Великая земля. Надо сказать, что размеры Вятки раньше могли быть больше, чем нам известно из летописей, могли включаться также земли Перми, Урала, Сибири, часть нынешнего Татарстана - есть чем гордиться.
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 00:55
Часть Татарстана точно включалась, да и Удмуртия... Я конечно не историк, но интересовался этим вопросом.
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 08:21
Душевный Киров: уютные места, теплые события, кстати, венеты - это не славяне, венеды да, но не венеты, это разные народы.
МОЙ КИРОВ # 25 марта 2015 в 09:01
Александр, "родство с ветхий, др.-рус. ветъхъ > *wetusos, "старый, древний". С носовым гласным в праиндоевропейском было *wentusos, отсюда др.-рус. втший - ветхий"

Это отличная новость.
МОЙ КИРОВ # 25 марта 2015 в 10:42
Proto-IE: *went-
Slavic: *trь, *troba
Germanic: *wan= / *wand
Перевод: внутренний, внутренность

Германские варианты не похожи ли на ванну или вандалию? Откуда вандалы?

Вспомним арабов и персов IX-XII вв. Они делили Русские земли на внутренние и внешние.

Предположение?

Однажды попалась информация, что предки жителей Оричи могли находиться в самом эпицентре древних ариев. :-)
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 11:36
Душевный Киров: уютные места, теплые события, всё правильно.

Root / lemma: uet- (*suet-)

English meaning: year

Old Church Slavic vetъchъ old', alit. vetuas old, aged';

Источник: Словарь Покорного.
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 13:55
Насчёт вандалов я бы придержался. Не понимаю в чём смысл искать где-то сходства, у нас и своя история есть. Всего в меру, без лингвофрикии. Совпадения бывают, например тоже племя вятичей.
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 15:50
Первоначальная семантика не совпадает, это говорит о том, что корни по происхождению разные, один *went-, а другой *went- (*wet- без носового), у первого выпал ларингал и получились омонимы, подтверждения тому есть в санскрите.
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 16:18
Оричи - забавно )
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 17:06
Душевный Киров: уютные места, теплые события, кстати, о вандалах, тут вовсе другой корень, праинд. *entos, *entr, "внутри", вероятно некое новообразование с "в", *went-, что-то вроде острый-вострый.
МОЙ КИРОВ # 25 марта 2015 в 17:58
Александр, Так-то оно так, конечно, а вообще-то оно, да.
Вандалы из Вандалии, как россияне из России. А Россия - это греческое произношение Руси. Ну Палеологи же приютились в Москве в 1472 году под покровительством Ивана III.

Вандалы вышли примерно из Балтики. Германцы называли славян восточнее Лабы - вендами. В античности Балтийское море называли как Венедский залив. Венеты не венеды? В Венеции упрям миф о приходе предков с севера. А кто там был? Уж не венеды ли венды?
Александр Чернядьев # 25 марта 2015 в 20:15
Душевный Киров: уютные места, теплые события, венеты - были некогда небольшим индоевропейским племенем, сейчас совсем вымерли, точнее уже давно, как вымерли иллирийцы, фракийцы, даки и прочие племена. Язык их был венетской группы, точно также как у славян славянская группа, у германцев германская и т.д.
Александр Чернядьев # 26 марта 2015 в 03:29
Душевный Киров: уютные места, теплые события, на Аппенинский полуостров, южные Альпы, Балканы, Грецию индоевропейцы пришли с севера, разумеется, а откуда им ещё придти?
Изящные проститутки склонны оттянуться с вами в всякое время суток и преподнести услуги сексуального характера на тончайшем уровне качества. Не прогадайте изящную возможность. | Личная жизнь станет удивительной после встречи с прекраснейшей шлюхой со интернет страничкой этого портала prostitutkiufyreal.com. Ознакомиться при отборе индивидуалки рекомендовано с ее частными фотографиями.